На законодательном уровне закреплено, что задачи административного судопроизводства это защита прав, свобод и интересов как юридических, так и физических лиц в сфере публично-правовых отношений.

Такая судебная защита прав налогоплательщиков может предоставляться не только при обжаловании решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий. Законодательством предусмотрен судебный контроль при осуществлении последними отдельных процедур путем введения обязанности предварительного получения соответствующих судебных решений.

Так, определенный статьей 95 Налогового кодекса Украины механизм продажи имущества плательщика налогов — юридического лица в счет погашения его налогового долга предусматривает обязательное наличие для этого постановления суда о взыскании с такого должника денежных средств, а также о предоставлении разрешения на продажу имущества, находящегося в налоговом залоге.

Следует отметить, что субъекты властных полномочий имеют право обращаться в административный суд исключительно в случаях, предусмотренных Конституцией и законами Украины. Это предусмотрено статьями 6, 17, 105 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины и следует из части 2 статьи 19 Конституции Украины, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

С учетом количественной характеристики по сравнению с другими субъектами властных полномочий ситуацию с обращениями в суд целесообразно проиллюстрировать на примере исков органов государственной налоговой службы.

С повышением плановых заданий, которые ставятся перед этими органами, они вынуждены не только усиливать типичные направления работы в суде (заявлять требования о взыскании налогового долга, ликвидации юридических лиц или предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей, признании должников банкротами), но и прибегать к «креативу».

Комментарии запрещены.